Сталинские соколы.

История воздушных операций
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Супермодератор
Супермодератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 11055 раз
Карма: +1/-0

Сталинские соколы.

Где иван777444333 » 07 апр 2018, 18:26

Широко распространено мнение, что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе не было летчиков, которые на равных могли бы сражаться с асами люфтваффе. Однако это не так. Конечно, в подготовке молодых летчиков и освоении новых моделей истребителей и другой авиационной техники было огромное количество проблем, но были и такие части в составе советских ВВС, которые к 22 июня обладали колоссальным боевым опытом. Одним из таких подразделений был 19-й отдельный истребительный авиаполк (ИАП), который был сформирован под Ленинградом 80 лет назад – 22 марта 1938 года. В состав полка входили советские асы, которые воевали в испанском небе, в годы войны они воевали на 7 фронтах, сбив в общей сложности 445 самолетов врага.
Формирование нового истребительного авиаполка из числа летчиков, воевавших во время гражданской войны в Испании, велось как формирование части, предназначенной для выполнения ответственных заданий военного командования и советского правительства. Формирование нового ИАП началось 22 марта 1938 года в Горелово под Ленинградом, полк создавался на базе 58-й и 70-й истребительных эскадрилий, а также 33-й отдельной разведывательной эскадрильи. После завершения формирования новая часть носила название 19-й отдельный истребительный авиаполк.
В 1939 году именно летчикам 19-го отдельного ИАП доверили проведение войсковых испытаний новой версии истребителя И-16 с двигателями М-63. В дальнейшем уже в ходе Великой Отечественной войны данный полк одним из первых в ВВС РККА получил на вооружение новые истребители Ла-5 в конце октября 1942 года, а 16 июня 1944 года первым в ВВС РККА получил на вооружение истребители Ла-7.
24353 - Сталинские соколы.
Пара истребителей И-16 в полете
В сентябре-октябре 1939 года полк в составе ВВС Украинского фронта принимал участие в освобождении Западной Украины, совершив 1420 вылетов. Участвовал в боях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне, где выполнил 3412 боевых вылетов, повредив или уничтожив 74 паровоза, 5 эшелонов, два самолета на земле и еще 3 в воздушных боях. За образцовое выполнение заданий командования во время Советско-финской войны и проявленные личным составом мужество и доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года полк был награжден орденом Красного Знамени, став краснознаменным.
Первая победа в Великой Отечественной войне
К 22 июня 1941 года 19-й краснознаменный ИАП входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово. В состав полка входили 4 штатных эскадрильи и 5-я прикомандированная, всего в полку имелось 50 истребителей И-16, 20 истребителей И-153 «Чайка» и 15 истребителей МиГ-3, 85 летчиков. С первых дней войны немецкие, а затем и финские самолеты-разведчики методично прощупывали оборону Ленинграда, пытаясь установить расположение аэродромов и позиционные районы зенитной артиллерии, так как бомбить хорошо защищенный город вслепую было безумием. Небо над Ленинградом прикрывал 7-й истребительный авиационный корпус ПВО, в состав которого и входил 19-й ИАП.
Свою первую победу в воздушном бою летчики полка одержали 6 июля 1941 года. В этот день лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолет-разведчик Ju-88D недалеко от поселка Беззаботное. Титоренко поднялся на высоту 4500 метров, зашел противнику в хвост и двумя аккуратными очередями сумел буквально перерубить консоль левой плоскости. После этого немецкий самолет рухнул на землю, а его экипаж, выпрыгнувший с парашютами, попал в плен. Вскоре после этого в штаб истребительной группы доставили немецкую карту с данного самолета. На этой уцелевшей после падения самолета карте были проставлены синим карандашом треугольники возле действующих аэродромов Керстово, Котлы, Комендантский, Горская, Касимово и других. Благодаря полученной информации стало понятно, что гитлеровцы готовят атаку на сеть аэродромов вокруг Ленинграда. Одержанная лейтенантом Титоренко воздушная победа позволила вывести из-под удара противника большую часть самолетов, сохранив их для дальнейших воздушных сражений. За этот бой летчик-истребитель был награжден орденом Красного Знамени.
24354 - Сталинские соколы.
Дмитрий Титоренко прошел затем всю Великую Отечественную войну, а когда в 1944 году 19-й краснознаменный ИАП переименовали в 176-й гвардейский истребительный авиаполк, он стал летать ведомым у самого результативного советского аса Ивана Кожедуба, который занял должность заместителя командира полка в августе 1944 года.
Первый таран летчиком полка
20 июля 1941 года летчик-истребитель 19-го краснознаменного ИАП Виктор Павлович Клыков совершил воздушный таран. В своем 28-м боевом вылете в районе деревни Березнево в составе звена истребителей полка он атаковал превосходящие силы противника – 8 немецких бомбардировщиков в сопровождении 10 истребителей, направлявшихся к Ленинграду.
В оперативной сводке штаба полка уточнялось, что 20 июля 1941 года лейтенант Клыков на самолете ЛаГГ-3 в 10:30-10:50 вел воздушный бой в районе деревни Березнево с истребителями врага Me-109 и Me-110. Первой атакой он сбил истребитель Me-109, однако и сам был подбит, у самолета горел мотор. Несмотря на повреждение, ему удалось догнать и таранить Me-110, заходом снизу сзади он отрубил немецкому истребителю хвостовое оперение. При этом летчику удалось успешно катапультироваться (его просто выкинуло из истребителя после удара, удерживающие ремни он заранее отстегнул). Сбитые Клыковом истребители врага упали возле деревни Ознанка. При этом из Me-110 выбросилось двое парашютистов, которые на земле были пойманы колхозниками. Сам лейтенант Клыков при приземлении ушиб ногу и был доставлен в санчасть в Горелово.
24355 - Сталинские соколы.
лейтенант Виктор Павлович Клыков
За воздушный таран, совершенный 20 июля 1941 года, Виктор Павлович Клыков был представлен к званию Героя Советского Союза, однако награда нашла его лишь в 1998 году, когда ему было представлено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Награждению летчика в годы Великой Отечественной войны помешало то, что 6 октября 1941 года он не вернулся на аэродром с боевого задания. Формулировка «не вернулся с боевого задания» приравнивалась тогда к формулировке «пропал без вести». Это обстоятельство не позволило дать ход ходатайству о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. Только после войны было установлено, что лейтенант Клыков погиб в бою, его самолет атаковали два немецких истребителя, поисковиками были найдены и перезахоронены останки героя.
Всего в воздушных боях под Ленинградом летчики 19-го краснознаменного ИАП сбили 63 самолета противника, повредив еще 13 боевых машин. До 40 немецких самолетов было уничтожено ими в результате штурмовых действий на аэродромах противника. При этом личный состав полка совершал в день по 5-6 самолетовылетов, что давалось ценой величайшего перенапряжения сил и следовавших за этим потерь. В этих боях полк потерял 57 самолетов и 30 летчиков.
Первые «свободные охотники»
С января 1944 года летчики-истребители 19-го ИАП первыми в ВВС РККА освоили тактику так называемой «свободной охоты». К этому моменту советские летчики сумели окончательно и бесповоротно закрепить за собой господство в воздухе. Чтобы удержать его, они взяли на вооружение тактические приемы, которые ранее применяли в воздухе только немцы. На «свободную охоту» отправлялись исключительно самые опытные и подготовленные пары «ведущий – ведомый». Четкой задачи перед ними не ставилось – командование лишь обозначало квадрат, в котором должны были действовать истребители. Уже в воздухе офицеры должны были самостоятельно искать немецкие самолеты и принимать решение – вступать с ними в бой или лучше отступить, преследовать самолеты противника или нет. У каждой пары обычно был свой квадрат, поэтому к выполнению 2-3 вылета летчики-истребители очень хорошо в нем ориентировались. Нередко случалось так, что «охотников» наводили на обнаруженные воздушные цели дежурные группы на земле.
24356 - Сталинские соколы.
Прославленный советский ас Александр Покрышкин называл «свободную охоту» самой высшей формой боевой деятельности для воздушного бойца: «Используя исключительную хитрость и владение своим самолетом, летчик смело и уверенно поражает противника, делая это молниеносно и внезапно. У аса должны быть сильно развиты сообразительность и инициатива, уверенность в себе и в принимаемых в боевой обстановке решениях. Паника и растерянность чужды для аса». За четыре года Великой Отечественной войны летчики 19-го краснознаменного ИАП, а с 19 августа 1944 года – 176-го гвардейского ИАП выполнили более 3,5 тысяч вылетов на «свободную охоту».
Так, уже в самом конце войны, 19 апреля 1945 года, пара Александра Куманичкина и Сергея Крамаренко (оба на тот момент являлись Героями Советского Союза) под Кюстрином атаковала четверки немецких истребителей FW-190. Исход воздушного боя решился буквально за секунды. Куманичкин поразил ведущего одного звена противника, а Крамаренко сбил командира другого. Немцы, поняв, с кем они имеют дело, запаниковали и 6 истребителей противника просто вышли из боя. Стоит отметить, что в разные годы в этом полку проходили службу 29 Героев Советского Союза.
Первые пилотажники
Именно со дня формирования 19-го отдельного ИАП ведет свою историю легендарный ЦПАТ – 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Известные сегодня во всем мире пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» – это прямые потомки тех «свободных охотников» времен Великой Отечественной войны. В августе 1945 года 176-й гвардейский ИАП был перебазирован на расположенный в Подмосковье аэродром «Теплый Стан». Летчики полка отрабатывали здесь высший пилотаж, как одиночный, так и групповой. В дальнейшем они принимали участие в воздушных парадах над Москвой, а также осваивали новые реактивные истребители. Летом 1950 года летчики данного полка на авиапоказе в Тушино впервые продемонстрировали общественности групповой пилотаж «пятерок» на новейших истребителях МиГ-15. На этих же истребителях советские ветераны сражались в корейском небе с американскими летчиками на «Сайберах», записав на свой счет 107 самолетов противника.
В конце 1950-х годов началось формирование на основе летчиков-пилотажников 176-го гвардейского ИАП нового 234-го ИАП. В феврале 1952 года новая авиационная часть перебралась в Кубинку, где она базируется и сегодня. Именно «свободным охотникам» бывшего 176-го полка выпала высокая честь сопровождать в небе самолеты всех советских космонавтов, начиная с первого из них – Юрия Гагарина. Эти же летчики в конце 1967 года впервые в послевоенной истории посетили с дружеским визитом иностранное государство – Швецию. С тех пор они были желанными гостями на многих крупных авиашоу по всему миру.
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 3):
SanekSaimonПрофайлер2016
Рейтинг: 25%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Sanek
Полковник
Полковник
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 9506
Зарегистрирован: 01 дек 2016
Поблагодарили: 39359 раз
Карма: +4/-0

Сталинские соколы.

Где Sanek » 07 апр 2018, 18:37

иван777444333 писал(а):
07 апр 2018, 18:26
Широко распространено мнение, что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе не было летчиков, которые на равных могли бы сражаться с асами люфтваффе. Однако это не так.
Конечно не так, тем более популяризация летной профессии перед войной достигла своего апогея. Летчиком быть было модно и престижно.
иван777444333 писал(а):
07 апр 2018, 18:26
Конечно, в подготовке молодых летчиков и освоении новых моделей истребителей и другой авиационной техники было огромное количество проблем
Проблемы были в общей доктрине войны и как обычно во взаимодействии родов войск и управлении. В этих условиях какие бы асы у СССР не были, предотвратить катастрофу 1941 они не могли.
За это сообщение автора Sanek поблагодарили (всего 2):
иван777444333Saimon
Рейтинг: 16.67%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Аватара пользователя

торквемада
Прапорщик
Прапорщик
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 04 дек 2016
Поблагодарили: 1101 раз
Карма: +1/-0

Сталинские соколы.

Где торквемада » 13 апр 2018, 02:41

а мне например понравился абзац про уничтоженные в воздушных боях финские паровозы ...и то что нету ни одного слова о реальных потерях людей и машин во время Финской или Польской компаний .... эдакий классический совтрэш ( только без обид ! не вы же это всё писали !)ну а про немца летающего на "разведчике" ( там вообще то фотои видеоаппаратура будьте-нате стояла ) и отмечающем карандашиком аэродромы это вообще шедевр .... ну а про то что имели опыт боёв ... дык имели никто не спорит с 36го по 41й года совок в пяти-шести войнушках поучаствовать успел .... плюс крупнейшие маневры в 38-40м годах с участием авиации ... только вот вернемся к потерям ... опыт этот боевой был добыт уж очень немалой ценой , достаточно посмотреть на соотношение потерь на Халхин голе и Хасане , и на потери авиации республиканцев в Испании ( кстати в 39-41 ом порядка 80% бывших "испанцев" были осуждены за измену родине и более половины из них расстреляны , остальные сосланы пилить лобзиками кедры...) ну а про КПД авиации союза в Финской и о потерях в этой же войне я вообще молчу ... сколько самолетов только официально потерял СэРыСэРы в Суоми ? и сколько Финны ?.... да были отдельные ИАПы с высокими уровнями подготовки летного состава , парочка была на Юге ( они кстати были практически все укомплектованы новыми машинами !) в Московском округе были тоже и дневные и ночники !!! ну и 19й тоже известен ...НО на протяженность границы и на численность ( общую) авиации это просто смешно .... а основная масса летсостава это были "взлет-посадка" 20 часов налета ( из них зачастую половина на планерах !) и вперед - боевой летчик ... а в подразделениях воздушным боям учили изредка , и топливо в дефиците и устав не позволяет ... если чему и учили , так это как в Суоми - боям с паровозами противника ( штурмовкам наземных целей ....) .....
За это сообщение автора торквемада поблагодарили (всего 3):
SaimonSanekРост76
Рейтинг: 25%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Супермодератор
Супермодератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 11055 раз
Карма: +1/-0
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 3):
SaimonSanekРост76
Рейтинг: 25%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

торквемада
Прапорщик
Прапорщик
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 04 дек 2016
Поблагодарили: 1101 раз
Карма: +1/-0

Сталинские соколы.

Где торквемада » 13 апр 2018, 03:09

считаем потери по которым есть хотя бы приблизительная статистика - Халхин гол собственные потери авиации 249 машин !!!!! при сбитых в боях 88 японских ( плюс японские поврежденные 74 машины) .... по Финской войне вообще праздник какой то , россияне до сих пор кричат о том что на один сбитый совковый приходится по сто тыщь сбитых финских ... при том что западная статистика говорит нечто обратное о том что на один сбитый финский самолкт приходится семь сбитых советских .... да опыта было не занимать к 41му году .... это я уже молчу о том как поляки на своих "карасях" ЯКи сбивали ... там статистика смешная , что то 2 или 3 самолетов но сам факт говорит о подготовке летсостава ...
За это сообщение автора торквемада поблагодарили (всего 3):
SaimonSanekРост76
Рейтинг: 25%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Профайлер2016
Полковник
Полковник
Сообщения: 4462
Зарегистрирован: 05 дек 2016
Поблагодарили: 15792 раза
Карма: +3/-1
За это сообщение автора Профайлер2016 поблагодарили (всего 4):
иван777444333WarisdeathSanekРост76
Рейтинг: 33.33%

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
иван777444333
Супермодератор
Супермодератор
Спонсор форума
Спонсор форума
Сообщения: 2620
Зарегистрирован: 02 дек 2016
Откуда: Украина
Поблагодарили: 11055 раз
Карма: +1/-0

Сталинские соколы.

Где иван777444333 » 14 апр 2018, 00:15

Профайлер2016 писал(а):
14 апр 2018, 00:03
В тему
Вы как всегда на высоте :drink:
За это сообщение автора иван777444333 поблагодарили (всего 4):
WarisdeathSanekРост76Профайлер2016
Рейтинг: 33.33%
УМИРАТЬ ОДИН РАЗ

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Ответить

Вернуться в «Война в воздухе»