О ПОДВОДНЫХ ПИРАТАХ ДЁНИЦА

Что такое немецкий подводник времён Второй Мировой войны? Закрываем глаза и представляем себе такую картину.

– Вот он, наш жирненький поросёночек, – удовлетворённо произнёс командир, отлипая от перископа. – Глянь-ка, Вилли.
Лейтенант прильнул к окулярам.
– Да уж, тысяч на шесть, не меньше, – подтвердил он. – Однако это мексиканец. Нейтрал.
– Наплевать. Торпедная атака! Носовые «трубы» к выстрелу, глубина хода «угрей» четыре метра! Есть готовность? Los!
Лейтенант и штурман щёлкают секундомерами. Проходит минута, и корпус лодки ощутимо вздрагивает. Доносится тяжёлый и гулкий звук взорвавшейся торпеды. Командир достаёт плоскую чёрную фляжку, отвинчивает пробку и, крякнув, делает жадный глоток.
– Будешь?
– Спасибо, Herr Kaleun.
Промочив горло, лейтенант возвращает фляжку командиру.
– Продуть балласт! Всплываем.
Через три минуты на мостике:
– Ишь, бегают, как букашки. Орудие к бою.
Уже второй выстрел накрывает палубу парохода, с которого спешно и суетливо спускают шлюпки.
– Эй, мальчики! Чтоб ни один снаряд мимо! Чтоб ни одна мексиканская собака не улизнула!
Разрывы приходятся по верхней палубе; один из них разбивает спасательную шлюпку, ещё висящую на талях. Люди прыгают с высокого борта в свинцово-серую воду.
– Эй, Гюнтер! Если твои парни собьют вторую, то с меня каждому из них по бутылке шнапса! Сегодня же!
Судно сильно проседает кормой; из дыр в корпусе с жутким свистящим шипением вырываются упругие струи горячего пара. Высоко задрав нос, оно неспешно уходит в пучину. Вода вокруг кипит.
– Прекратить огонь. Подойдём поближе.
Шлюпка; в ней человек семь. Они машут руками. Ещё с десяток несчастных плавают вокруг, громко крича и пытаясь влезть на спасательный плот. Командир вызывает наверх боцмана с парой автоматчиков.
– Давай, Юрген, поупражняйся. Цель видишь? Действуй.
– Яволь!
Сухо щёлкают выстрелы – то одиночные, то короткие очереди. Пули вспарывают волны. Люди продолжают вопить в воде, моля о пощаде и помощи, но их уже меньше. «Ублюдки чако!», – хищно бормочет под нос боцман, меняя магазин автомата.
– Всё, хватит, ребятки. Пошли отсюда. Барометр падает, завтра будет шторм, им всё равно капут.
Боцман выпускает последние пули и с сожалением сплёвывает окурок за борт. Подводники спускаются внутрь лодки.
– Фриц, шифруй радиограмму папаше Дёницу: «Потопили вражеский сухогруз на восемь тысяч тонн»... Вилли, открывай шампанское.

Ну, и так далее...

Разве всё было не так? Именно так! Или примерно так. Во всяком случае, те немногие фильмы про немецких подводников («PQ-17», «U-571» и пр.), которые нам довелось посмотреть, показывают нечто подобное. И даже в «Das Boot» командир не спасает моряков, прыгающих с борта горящего танкера, при этом остальные подводники в кадре цинично всхлипывают с горестными лицами – ах, как им жаль погибающих, но пострелять их из автомата было бы куда лучше. Или книги взять – например, «Секретный фарватер», там пассажиров мирного парохода пираньям скормили, ещё и на плёнку засняли. Подводные пираты Дёница, ну разве нет?

Удивительно, но никто из этих подводных пиратов не был осуждён в Нюрнберге. Лётчики, танкисты, пехота, головорезы из ваффен-СС – все так или иначе получили по заслугам в части касающейся... но почему-то не подводники. Более того, после изучения документов о ведении боевых действий международный трибунал не нашёл возможным приговорить к смерти самого главного немецкого подводника Карла Дёница, который командовал не только подводными лодками, но и Кригсмарине в целом – как составной частью всего германского Вермахта – да ещё и стал преемником бесноватого фюрера. Ему инкриминировали планирование и ведение войны на море – но и только. Ибо внезапно выяснилось, что немецким подводникам практически нечего предъявить. Особенно на фоне действий подводников всех остальных стран, включая Британию, США, Японию, СССР... Даже после издания Дёницем злосчастного приказа, связанного с трагедией «Лаконии», его подчинённые упрямо продолжали оказывать помощь морякам с потопленных кораблей – если, конечно, это не несло прямой опасности самой подводной лодке. Немецкие подводники и сами на скамью подсудимых не сели, и своего любимого гросс-адмирала от петли спасли.

Впрочем, в семье не без урода. Один всё же нашёлся – командир U-852 Ханс-Вильгельм Экк. Исключение, лишь подчёркивающее правило. Смертный приговор в отношении него был справедливым. Этот случай вообще следует рассмотреть отдельно. Точно так же следует отдельно рассмотреть действовавшие на тот исторический период правила ведения войны на море и то, как им следовали флоты разных государств во Второй Мировой войне.

Не вполне понятно, чем руководствовался Валентин Саввич Пикуль, когда писал свой «Реквием PQ-17», но в отношении немецких подводников он там наврал если не всё, то почти всё. Плюс ещё и увлечённые киношники от себя добавили пару мазков.

Можно просто взять и перечитать на uboat.net историю и обстоятельства всех потоплений – от «Атении» до «Эвондэйл-Парка» и «Снелэнда I». Оно там всё есть (правда, на английском). Да, займёт уйму времени, зато даст достаточно полную и объективную картину. Вот просто сесть и читать, день за днём. Можно ещё и пометочки для памяти делать, а можно и вообще карточки завести, чтобы их потом по темам перекладывать, как пасьянс. Любой, кто хотя бы пролистает все эти странички и пробежит взглядом, будет вынужден изменить своё мнение – если ранее воображение услужливо рисовало ему нечто похожее на то, что представлено в самом начале этой заметки.

Американский исследователь Кен Данн занимался этим сложным вопросом специально. Его трудно обвинить в необъективности, потому что его отец сам пережил потопление своего судна немецкой подводной лодкой. Результаты своей работы Кен оформил в виде статьи, выложенной на uboat.net 19 июня 2003 года, и выводы, к которым он пришёл, для многих станут неожиданными. Читайте.

Как обращались экипажи германских подводных лодок с командами торговых судов (1939 – 1945 г.г.)