22 июня 2023 в 17:15
22 июня 1893 года во время учений у побережья Триполитании броненосец HMS Victoria был протаранен броненосцем HMS Camperdown и затонул, унеся с собой на дно 358 человек. Катастрофа была вызвана тем, что вице-адмирал сэр Джордж Трайон не верно оценил расстояние между двумя параллельными кильватерными колоннами, что сделало столкновение головных кораблей при объявленном им перестроении навстречу друг другу практически неизбежным.
18
6
0
Сегодня
Средиземноморский флот совершал переход из Бейрута в Триполи и столкновение произошло во время подготовительных манёвров перед постановкой на якорь у этого города. Последующее судебное расследование не сделало ничего для того, чтобы установить, почему адмирал Трайон, возглавлявший правую дивизию, отдал приказание обеим колоннам своего флота [идущих параллельными курсами] повернуть на 16 румбов внутрь строя [иными словами - навстречу друг другу] на расстоянии всего 5 кб, в то время как минимально безопасная дистанция для выполнения подобного манёвра была не менее 8 кб (диаметр циркуляции кораблей эскадры составлял порядка 4 кб).
Корабли шли в двух колоннах курсом NO, держа дистанцию между мателотами 10 кб и задуманный разворот должен был привести их на курс SW, с дистанцией между ними в 2 кб - установленный интервал как между судами в кильватерной линии, так и между колоннами, располагающимися на якорную стоянку. Однако поворот внутрь был манёвром, для которого сигнальной книгой не предусматривалось флажного сигнала, хотя на случай подобного перестроения в ней имелся сигнал поворота на 16 румбов наружу, и Трайон преодолел создавшееся затруднение, приказав поднять для обеих дивизий следующие сигналы: "Второй дивизии последовательно изменить курс на 16 румбов вправо сохраняя ордер флота" и "Первой дивизии изменить курс на 16 румбов влево сохраняя ордер флота".
Трайон считался мастером тактики, обожавшим сложные перестроения, всегда абсолютно безопасные, но идеей которых он никогда не делился ни с кем до их выполнения, хотя после этого всегда был рад обсудить их. Его командиры понимали, что на дистанции 6 кб манёвр поворота внутрь строя опасен и контр-адмирал Гастингс Маркхэм - младший флагман левой колонны на "Кемпердауне" - заподозрив в распоряжении командующего ошибку, приказал своему флаг-лейтенанту запросить семафором о подтверждении. Однако ещё до того, как этот запрос начали передавать, на "Виктории" взвился сигнал, которым командующий запрашивал своего контр-адмирала, чего он ещё ждёт; и Маркхэм, раздумывая о том, что возможно затевается нечто иное, нежели то, что он первоначально предполагал, и полностью полагаясь на Трайона, отрепетовал сигнал флагмана к выполнению своей колонне.
Сигналы на "Виктории" были сразу спущены и на обоих флагманских броненосцах положили руля на борт - у "Виктории" до предела, а у "Кемпердауна" лишь на 28° против возможных 35° - и в 3 час. 31 мин. пополудни краткая прелюдия к трагедии началась. Поскольку корабли стремительно сближались, левую машину "Виктории" реверсировали с переднего на задний ход, а когда корабль развернуло на 10 румбов, в машинное отделение полетела команда "Полный назад!". "Виктория", двигавшаяся по меньшему радиусу, нежели "Кемпердаун", вышла несколько вперёд и оба корабля имели ход 5-6 узлов, когда форштевень "Кемпердауна" под углом 68° врезался в правый борт "Виктории" в трёх метрах за якорной подушкой.
В результате удара "Викторию" сдвинуло влево почти на 20 м; таран "Кемпердауна" на глубине 3,5 м проник внутрь неё на 2,7 м. После этого корабли начали сходиться кормой, нос "Кемпердауна" при этом раздвигал пробоину, разрывая соединение бортовой обшивки с двумя жизненно важными поперечными переборками сразу за местом удара. К тому моменту, когда корабли разошлись, глубина района разрушений достигала 9 м, а по высоте пробоина простиралась на 6 м ниже ватерлинии. Площадь её составляла около 10 кв. м. Поскольку приказ задраить водонепроницаемые люки и двери был отдан всего за минуту до столкновения (а норматив времени на выполнение подобной операции составлял три минуты), удалось закрыть лишь несколько из них и многие прилегающие к району разрушений отсеки быстро заполнились массами воды, хотя и не были непосредственно повреждены. Стремительно нараставший на правый борт крен привёл к тому, что двери батареи ушли под воду. "Виктория" медленно двигалась под обоими машинами в попытке выброситься на мель; её верхняя палуба уже погрузилась под воду на 3 м. Передняя дверь в батарею, два первых порта [6м орудий правого борта] и амбразуры башенных орудий всё ещё не были закрыты и, как только корабль накренился ещё чуть, поток воды хлынул в батарею, оттуда через незакрытые люки внутрь корабля и моментально уничтожил остойчивость, так что корма корабля приподнялась и из воды вышел винт левого борта. Затем очень медленно броненосец лёг на борт и затем с увеличивающейся скоростью перевернулся вверх дном и ушёл под воду носом вниз с дифферентом около 60°