История одного предательства
26 мая 1943 года из немецкой военно-морской базы, расположенной во французском порту Бордо, вышел в свой четвертый боевой поход подводный минный заградитель U-118 под командованием тридцативосьмилетнего корветтен-капитана Вернера Чигана. Подлодки этого типа (XB) в Кригсмарине играли двойную роль: после выполнения заданий по установке мин они становились танкерами и снабжали топливом лодки других типов, которые не имели на борту столь обширных запасов солярки. В своем предыдущем походе Чиган поставил минное поле у Гибралтара, после чего его лодка обеспечила топливом девять субмарин. Шестьдесят шесть мин SMA, выставленных с U-118, стали одной из самых удачных минных постановок за всю войну, сделанных с немецких подводных лодок. На этих минах подорвались три британских грузовых судна общим тоннажем 14 000 тонн, а также канадский корвет «Вейбурн». Плюс к этому получили повреждения 10000-тонный норвежский танкер и 2000-тонное нейтральное испанское грузовое судно.
Но военное счастье бывает изменчиво, и новый боевой поход оказался для U-118 последним. Началось все с того, что 8 июня 1943 г. лодка U-758 (серия VIIC), шедшая на встречу с U-118 для дозаправки, была обнаружена и атакована «Авенджерами» с американского конвойного авианосца «Боуг». Лодка, получив незначительные повреждения, смогла спастись, но 7 членов экипажа были ранены. Командир U-758 капитан-лейтенант Гельмут Мансек сообщил о сложившейся ситуации в штаб подводной войны. Командование приказало U-118 Чигана и еще одной лодке - подводному танкеру (XIV серии) U-460 - идти на помощь к Мансеку. Обе субмарины подошли к U-758 на следующий день. Врач, бывший на U-118, занялся ранеными из экипажа Мансека, четверо из которых были в тяжелом состоянии, а U-758 тем временем получила с U-460 необходимое количество топлива. После чего U-758 отправилась на базу и благополучно добралась до Сен-Назера 25 июня. А помогавшая ей U-118 вернулась в предписанный район патрулирования. Ее ожидала иная судьба.
Офицеры U-118 (слева направо): второй вахтенный офицер лейтенант Фальке, первый вахтенный офицер обер-лейтенант Браммер, командир корветтен-капитан Чиган
Службы радиоразведки союзников перехватили многочисленные передачи «Энигмы», касавшиеся спасения U-758 и инструкций относительно заправки субмарины с U-118. Полученные данные заставили командира авианосца «Боуг» Шорта предположить, что поблизости от места обнаружения U-758 находятся еще несколько немецких подводных лодок. Обследуя окрестности, 12 июня пара «Эвенджер» - «Уайлдкэт», взлетевшая с «Боуга», обнаружила U-118 и вызвала подкрепление.
Незадолго до 14:00 U-118 шла малым ходом в надводном положении. Небо было безоблачным. Несколько человек только что вышли на палубу, где они хотели воспользоваться редко выпадавшей возможностью глотнуть свежего воздуха и позагорать. На мостике несли вахту четыре моряка. Вдруг один из них, матрозеноберефрейтор Доблис, закричал: «Самолеты! Самолеты!» Почти в этот же момент один из самолетов открыл по лодке огонь из пулеметов. Зашедшие со стороны солнца американские пилоты застали вахтенных немецкой субмарины врасплох. Подводники мгновенно запрыгнули внутрь субмарины. Корветтен-капитан Чиган отдал приказ экстренно погружаться. Трое из находившихся на палубе моряков были ранены. Лодка уже провалилась в глубину на 35 метров, когда первые глубинные бомбы взорвались в районе кормы. U-118 сразу получила серьезные повреждения - через выпускной клапан стала поступать вода, в результате чего лодка получила небольшой дифферент на корму. Инженер-офицер приказал всем морякам, свободным от несения вахты, перейти в носовой отсек. Через несколько минут, когда лодка была на глубине 55 метров, еще одна серия бомб разорвалась возле кормы U-118. Оба электромотора остановились, рули заклинило. Считая, что дальнейшее нахождение под водой невозможно, Чиган приказал продуть балластные цистерны.
U-118 под атакой самолетов с эскортного авианосца «Боуг», 12 июня 1943 г.
Одна из самых известных фотографий атаки на U-118. Ясно видны разрывы от бомб и снарядов с «Авенджеров», а также извилистый кильватерный след, свидетельствующий об отчаянном маневрировании лодки
Через восемь минут после погружения лодка выскочила на поверхность. Командир приказал орудийному расчету немедленно занять боевые места, и сам поднялся на мостик. Артиллеристы, выпрыгивавшие из боевой рубки, были потрясены, увидев, что их атакуют не один или два, а восемь или более самолетов, немедленно открывшие по лодке перекрестный огонь. Почти все из тех подводников,кто пытался добраться до пушки, были убиты или ранены. Все же им удалось начать ответную стрельбу. Корветтен-капитан Чиган тоже получил несколько ранений в ногу и плечо, но продолжал оставаться на мостике, опустившись на одно колено.
Попадание! Хорошо видны члены экипажа на мостике и у ограждения рубки
Внизу назревала катастрофа. Один из двигателей вспыхнул, при этом погиб машиненмаат Шуман. Подлодка погружалась кормой вниз, с креном на правый борт. Прошло всего несколько минут после всплытия, когда инженер-офицер Гетце крикнул Чигану, что он больше не может удерживать U-118 на плаву. По словам выживших, в этот момент на лице Гетце были слезы. Чиган немедленно отдал приказ всем покинуть субмарину. Около трети членов экипажа в этот момент уже были обречены, так как не имели никакой возможности покинуть подводную лодку. В этот момент одна или несколько бомб попали в U-118 прямо перед рубкой и взорвались. Лодка практически разломилась на две части. Один из выживших сказал, что видел Чигана, стоявшего на коленях на мостике в окровавленной белой рубашке в тот момент, когда субмарина исчезла в фонтане брызг и разрывов. Все уцелевшие считали, что он не предпринял никаких усилий по собственному спасению. Лодка быстро погрузилась на дно, оставив после себя обломки и людей - убитых и живых, плававших в воде, покрытой растекшимся топливом. В общей сложности лодку атаковали девять самолетов, сбросив на нее 14 глубинных бомб.
Во время атаки погиб 41 моряк из экипажа U-118, в том числе и ее командир корветтен-капитан Вернер Чиган. На месте потопления лодки союзниками был обнаружен 21человек ее команды. Четверо из них были мертвы, а семнадцать, оставшиеся в живых, были подняты на борт американского эсминца «Осмонд Ингрэм» (DD-255). Трое изних были тяжело ранены, и один из них - матрозеноберефрейтор Вильгельм Эрвен - умер в это же день. Он был захоронен в море. Двое других тяжелораненых были прооперированы прямо в море. После прибытия в США (20 июня 1943 г.) они были госпитализированы. Остальных 14 моряков после допроса доставили в американский лагерь для военнопленных NOB Norfolk в штате Вирджиния.
В американском «Докладе о допросе выживших с U-118» есть интересные строки о капитане лодки: «Чиган пользовался уважением у своего экипажа. Поступив на флот в 1925 году, он в 38-летнем возрасте уже был относительно стар для должности командира подводной лодки... Ранее он служил на «Блюхере» и старом линкоре «Шлезвиг-Гольштейн». Выжившие из экипажа U-118 считают, что Чиган придерживался строгой, но разумной дисциплины. При этом он был всегда доброжелателен с командой. Благополучие экипажа лодки было предметом постоянной заботы для него. Один из выживших сказал: «Он был как отец для всех нас». Нет никаких сомнений, что Чиган командовал счастливым кораблем».
В том же докладе есть еще один любопытный момент: «Одним из членов экипажа был поляк, проживающий в оккупированной Польше. Он был призван немцами в 1941 году и направлен в подводный флот. Видимо, остальные члены команды сторонились его, но Чиган иногда приглашал его к себе поиграть в шахматы - и поляк неизменно выигрывал. (Примечание: в последние несколько месяцев было выявлено несколько случаев наличия поляков в немецком флоте. Это, несомненно, является отражением растущей сложности для адмирала Деница при комплектовании экипажей для своих подводных лодок)».
В этих цитатах и явная похвала в адрес командира лодки, который искренне заботился о своей команде, и, в то же время, констатация того факта, что немецкий подводный флот все более начинает ощущать растущие кадровые проблемы. А вот эпизод с игрой в шахматы между капитаном и польским матросом весьма интересен. Дело в том, что фамилия Чиган имеет польские корни. Она является распространенной в Мазурии - исторической области на северо-востоке Польши между низовьем Вислы и границами с Россией и Белоруссией, которую когда-то населяли немецкие колонисты. Да и сам Чиган был родом из Познани. Так что проявленная им забота о поляке, видимо, объяснялась непросто желанием командира как-то приободрить его - наверняка у них были и общие темы для беседы.
Корветтен-капитан Вернер Чиган
Из допросов уцелевших подводников с U-118 офицеры американской разведки почерпнули немало сведений о предыдущих боевых походах лодки, об устройстве, оборудовании и вооружении лодок серии XB (ранее пленных с субмарин такого типа союзникам захватить не удавалось), а также множество иных данных о немецком подводном флоте. Американцев интересовала разнообразная информация. Прежде всего, военно-техническая: об устройстве и эксплуатации подводных лодок, о различных приборах и вооружении, о немецких операциях на море и т.д. Но этим дело не ограничивалось, офицеры американской разведки задавали пленным подводникам вопросы о моральном духе на германском флоте и в тылу, о впечатлениях немцев от военных операций союзников, о членах экипажа - кто из них что из себя представляет, как они проводят свободное время (вплоть до выяснения названий ресторанов и публичных домов), что они сами и их семьи думают о войне, Гитлере и т.п.
Пленные матросы с U-118 в автобусе по пути на осмотр в госпиталь ВМБ Норфолк перед отправкой в лагерь для военнопленных. Второй слева - Вернер Дрехслер
Раненый Ганс Возничка переправляется с борта эсминца «Осмонд Ингрэм» в береговой госпиталь ВМБ Норфолк
Один из двух выживших тяжелораненых был тот самый поляк - матрозеноберефрейтор Ганс Возничка. Сразу после спасения его немедленно прооперировали, после чего он был изолирован от других пленных подводников и контактов с ними не имел. Возничка тоже дал показания, причем был вполне откровенен с допрашивающими. Он заявил, что попал к немцам в плен, где ему якобы предоставили следующий выбор: или смерть или служба на подводной лодке. Возничка предпочел выбрать второе и стал рулевым. Он щедро поделился с американцами информацией об экипаже U-118, а также откровенно и подробно ответил на все остальные вопросы, которые ему задали. В числе прочего он заявил: «Немецкий народ сейчас голодает и надеется, что война скоро закончится. Его боевой дух упал». Возничка также сказал, что не любит немцев и своими откровениями стремится помочь Соединенным Штатам в их борьбе против Германии, чтобы помочь освобождению Польши. А еще он попросил полностью отделить его от других немецких военнопленных. Американский офицер ему это пообещал.
Однако в составе экипажа U-118 оказался еще один человек, который стал настоящей находкой для американских разведчиков. Это был 21-летний Вернер Дрехслер. В ряде источников говорится, что его отец был политзаключенным в одном из немецких лагерей, и это послужило одной из причин того, что он пошел на сотрудничество с американцами. Как бы там ни было, Дрехслер, после того, как прошел лечение в госпитале после ранения, стал «подсадной уткой». Данное решение имеет свою предысторию. Первоначально власти США пытались содержать экипажи спасшихся моряков с немецких подводных лодок отдельно друг от друга, но со временем таковых становилось все больше. В итоге было принято решение дать им возможность общаться друг с другом. В том числе и потому, что выяснилось: больше половины всей информации добывается при «разумном смешении» заключенных и записи их неофициальных бесед, а не во время допросов как таковых. Поэтому уже в сентябре 1942 года было принято решение привлекать к сотрудничеству немецких военнопленных в качестве «подсадных уток», одним из которых и стал Вернер Дрехслер.
Вернер Дрехслер (слева), получивший пулевое ранение в правое колено во время атаки U-118. Фото сделано сразу после высадки с американского эсминца «Осмонд Ингрэм»
Его помещали среди других немецких военнопленных, чаще всего, подводников, и он вступал с ними в разговор на конкретные военные темы по заданию своих «нанимателей». Делал он это не под своим именем, а представлялся под одним из двух псевдонимов: Лимер или Брабант. За семь месяцев он вступил в контакты с девятнадцатью военнопленными. Вот их список в хронологическом порядке:
Франц Махон - н.д. (U-512)
Герберт Бук - машиненоберефрейтор (U-128)
Йозеф Хеммер - матрозеноберефрейтор (U-128)
Фридрих Мурца - оберфункмаат (U-487)
Гюнтер Бляйзе - матрозенефрейтор (U-513)
Генрих Людвиг - матрозенефрейтор (U-199)
Пауль Буххольс - матрозенефрейтор (U-199)
Рольф Вицни - меканикероберефрейтор (U-615)
Лотар Манделов - машиненефрейтор (U-409)
Зигфрид Эльцер - функмаат (U-409)
Фридрих Вагенфюр - машиненмаат (U-604)
Вальтер Нисванд - меканикероберефрейтор (U-604)
Ганс Возничка - матрозенефрейтор (U-118)
Вернер Брандт - меканикермаат (U-664)
Гейнц Тауберт - матрозенефрейтор (U-841)
Гельмут Герц - ефрейтор (Вермахт)
Леопольд Планк - офицер (52-й зен.дивизион, Вермахт)
Густав Крюгер - французский волонтер (Вермахт)
Петер Дюр - машиненоберефрейтор (U-172)
Обращает на себя внимание наличие в этом перечне французского волонтера, служившего в германской армии, а также все того же Ганса Вознички из экипажа U-118. Интересно, а с ним Дрехслер тоже общался под чужим именем? Скорее всего нет, ибо к этому времени Возничка уже был изолирован от других немецких военнопленных. Видимо это была беседа двух человек, пошедших на сотрудничество с американцами, и не скрывавших это друг от друга.
Персональная карта военнопленного Вернера Дрехслера
Однако наступил момент, когда Дрехслер, видимо, исчерпал себя, и стал больше не нужен Объединенному центру допросов. Было принято решение отправить его в лагерь для военнопленных, где не было бы других бывших членов Кригсмарине. Однако вместо этого по чьей-то халатности он оказался в Папаго-парке (Papago Park) - большом лагере около Финикса, штат Аризона, в котором было немало военнопленных немецких моряков. Его тут же опознали, так как там были и те, с кем он ранее беседовал под чужими именами. Дрехслер попытался связаться с начальником лагеря, доказывая, что находится в непосредственной опасности. Однако в этот день он не был изолирован, а на следующее утро был уже найден мертвым в душевой комнате. Дрехслера жестоко избили, а затем повесили.
Решение расправиться с Дрехслером было коллегиальным: он был таким образом наказан за свою предательскую деятельность. Смерть Дрехслера должна была в тоже время послужить и предостережением для тех, кто решился бы, подобно ему, пойти на сотрудничество с врагом. После расследования виновными в этом преступлении были признаны семь человек: Гельмут Фишер, Фриц Франке, Гюнтер Кюльсен, Бернард Риак, Отто Штендель, Генрих Людвиг, Рольф Вицни. Двое последних были из числа тех, с кем Дрехслер беседовал по заданию американской разведки. Всех семерых осудили за убийство Вернера Дрехслера, и они были повешены в августе 1945 года в Форт-Ливенворт, штат Канзас.
Могила Вернера Дрехслера
История с Вернером Дрехслером послужила поводом для разбирательства среди американских должностных лиц, отвечающих за содержание военнопленных. В меморандуме полковника Толлефсона, посвященному «делу Дрехслера», есть такие строки: «При нынешней системе ответственные сотрудники, которых руководят перемещением военнопленных, не принимают никаких мер, чтобы обеспечить их безопасность (в данном случае идет речь о тех, кто был завербован американской разведкой), таким образом, содействуя их смерти гораздо быстрее и эффективнее, чем наши военно-полевые суды пытаются наказать их убийц».
Видимо принятые меры оказались достаточно эффективными. Случаев, подобных вышеописанному, более не повторялось. Остается только добавить, что казнь семерых немецких военнопленных, убивших Дрехслера, была последней массовой казнью в США.
Автор: Виталий Торопцев