Первый реактивный Focke-Wulf?



Fw.190 Strahljäger (реактивный истребитель) был концептуальным турбореактивным истребителем и первой попыткой фирмы Focke-Wulf Flugzeugbau спроектировать реактивный самолет. Машина впервые упомянута в отчете от 5 ноября 1942 года. На Fw.190 Strahljäger, при сохранении стандартного планера, должны были заменить поршневой радиальный двигатель BMW 801 на турбореактивный двигатель Focke-Wulf T.1, способный развивать тягу максимум 1300 фунтов/600 кг.

Недолго просуществовавший как проект и отмененный всего через несколько месяцев после его концептуализации, Fw.190 Strahljäger довольно загадочен во многих аспектах, например, не совсем понятен принцип работы двигателя. Где сопло? Куда планировалось выбрасывать реактивную струю? Кроме как через кабину пилота, больше некуда. Полеты должны были происходить с открытым фонарем и одноразовым летчиком? Всем известно, что реактивный самолёт - это фактически большая труба, к которой добавлены: кабина пилота, крылья, органы управления и так далее. А судя по рисункам и чертежам, Fw.190 Strahljäger имел только носовую половину этой трубы.

К сожалению, из-за уникального характера конструкции Fw.190 Strahljäger стал жертвой фальсификаций и злонамеренной дезинформации. Одним из самых популярных утверждений об этом самолете было то, что он был построен. Это почти наверняка ложно, так как ни один первоисточник не подтверждает данный факт. Существует фотография, на которой якобы запечатлен Fw.190 с реактивным двигателем, но эта фотография определенно поддельная, так как на ней слишком много несоответствий и сомнительных нюансов. Тем не менее, Fw.190 Strahljäger - довольно интересная конструкция из далекого 1942 года, которая показывает попытки Focke-Wulf вывести на качественно новый уровень силовую установку своего Fw.190.

История

Впервые представленный в августе 1941 года, Focke-Wulf Fw.190 Würger произвел положительное впечатление на летчиков Люфтваффе. Равный или даже превосходящий большинство современных истребителей союзников, Fw.190 также завоевал репутацию среди пилотов противника, которые поначалу даже не осознавали, что Fw.190 был совершенно новой машиной врага. Несмотря на успех Fw.190, в конструкции самолета все же имелись некоторые проблем. Во-первых, 14-цилиндровый радиальный двигатель BMW 801 с воздушным охлаждением, который приводил самолет в движение, был склонен к перегреву из-за недоработанной системы охлаждения и, как следствие, выделял пары, которые просачивались в кабину и отравляли пилота. Эта проблема была в некоторой степени решена в последующих модификациях самолета, но полностью так и не была устранена. В попытке кардинально решить этот вопрос фирма Focke-Wulf из Бремена начала изучать возможность замены силовой установки. Однако только в конце 1942 года инженеры подошли к практическим проектам на эту тему.

Весной 1942 года фирма Focke-Wulf получила значительные средства от Reichsluftfahrtministerium (министерства авиации) за заказанные Fw.190. Наконец появилось должное финансирование перспективных проектов, целью которых было создание преемника Fw .190 путем замены BMW 801 на более современный двигатель.

Якобы официальный чертеж, на котором показана конструкция и предполагаемые характеристики Fw.190 Strahljäger. Обратите внимание на большую надпись «Ungültig» на документе, что означает «Недействительный».



Одним из концептов, которые появились в итоге, был Fw.190 Strahljäger - любопытный проект, который впервые был упомянут в документах 5 ноября 1942 года. Он рассматривал возможность замены BMW 801 турбореактивным двигателем, разработанным самой Focke-Wulf, конструкторы которой еще ранее подошли к идее замены BMW 801 на что-то кардинально новое.

Доктор Отто Пабст, инженер Focke-Wulf, сообщил британским чиновникам после войны, что он пытался еще до начала Второй мировой войны разработать реактивный двигатель, который планировалось использоваться для самолёта дальней морской разведки и дальнего бомбардировщика Fw.200 Condor. В отчете, включающем его показания, говорится: «Доктор Пабст также работал над газотурбинным двигателем, который должен был быть сконструирован Focke-Wulf, который состоял из двухвходового радиального компрессора и одноступенчатой ​​осевой турбины с одной кольцевой камерой сгорания, которая, как ожидалось, должна была производить тягу 600 кг. (1300 фунтов) на высоте 11 км. (7 миль) или тягу 2 кг. (4 фунта) на уровне моря». Тяга 4 фунта/2 кг. на уровне моря, вероятно, является ошибкой автора документа, и более реалистичной тягой была бы 440 фунтов/200 кг. Рассматриваемым двигателем был Focke-Wulf T.1, и этот же двигатель предполагалось использовать для Fw.190 Strahljäger.

Большая часть истории разработки Fw 190 Strahljäger неизвестна из-за малочисленной и не сохранившейся документации вследствие быстрого сворачивания проекта. Похоже, что основной идеей Fw.190 Strahljäger было стремление сделать турбореактивный двигатель легко адаптируемым к стандартным планерам Fw.190. Расчетные графики тяговооруженности и скоростных характеристик Fw.190 Strahljäger сохранились и демонстрируют положительную динамику по сравнению со стандартным поршневым вариантом Fw.190 A. Однако, несмотря на это, максимальная скорость Fw.190 Strahljäger была ниже, чем у реактивного истребителя He.280 фирмы Heinkel и истребителя Me.262 фирмы Messerschmitt. Естественно, Министерство авиации Рейха решило, что проект не стоит продолжать, и приоритет был отдан программам реактивных истребителей других фирм.

Таким образом, проект Fw.190 Strahljäger был свернут либо в самом конце 1942 года, либо в начале 1943 года, всего через два или три месяца от начала работ. Первоначальный замысел заменить BMW 801 турбореактивным двигателем не удался, и далее программа в рамках производства и модернизации Fw.190 развивалась в направлении улучшения и повышения надежности стандартных поршневых двигателей и воздушных винтов.

Факт или вымысел?

Учитывая таинственную и уникальную природу конструкции Fw 190 Strahljäger, несколько онлайн-изданий сделали в последнее время несколько заявлений о проекте, наиболее вызывающим из которых было то, что один из серийных Fw.190 был «в металле» переоборудован для испытаний турбореактивного двигателя. Это заявление, безусловно, ложно, поскольку первичная документация и заслуживающие доверия источники показывают, что проект даже не вышел за рамки предварительных чертежей. Хотя фирма Focke-Wulf, несомненно, могла бы с легкостью взять с конвейера один Fw.190, чтобы модернизировать его, то, что она могла, вовсе не означает, что она это сделала.

Фейковое фото Fw.190 Strahljäger. Несколько несоответствий на этом фото выдают его поддельную природу.



Существует фотография, претендующая на то, что является доказательством постройки прототипа Fw.190 Strahljäger. Но имеется несколько несоответствий, которые выдают в ней подделку. Во-первых, шасси на снимке смотрятся как пластиковые, а тени выглядят сомнительно. Тень от крыла предполагает, что сейчас вечер или утро, и солнце находится слева, в то время как тень от хвостового оперения проецируется так, как будто солнце находится позади самолета. Во-вторых, очень похоже, что под крылом истребителя смонтированы две ракетные установки Werfer-Granate 21. Если бы гипотетически прототип самолета был построен для испытания двигателя, то не имело бы смысла монтировать или же оставлять пусковые установки ракет, особенно если их демонтаж занимает совсем немного времени. Наконец, на фото заметно, что носовой выхлоп находится под неправильным углом относительно фюзеляжа. Это явно не оригинальный снимок, а, по-видимому, фотография модели, которая была обесцвечена и состарена для придания эффекта оригинальности.

Помимо этого, любопытно наименование машины, которое появилось в последнее время. Некоторыми предполагается, что Fw.190 с турбореактивным двигателем назывался Fw.190 TL (Turbo Lader Strahltriebwerk - турбокомпрессорный реактивный двигатель). Однако это утверждение сомнительно, поскольку в официальных документах указано только одно название - Fw.190 Strahljäger. Можно предположить, что изменение наименования самолета также дезинформационный вброс.

Конструкция

Fw.190 Strahljäger был проектом 1942 года по сопряжению турбореактивного двигателя, разработанного Focke-Wulf, со стандартным планером Fw.190 A. Согласно достоверным вторичным источникам и интервью с бывшим инженером Focke-Wulf Отто Пабстом, двигатель, который должен был приводить в действие Fw 190 Strahljäger, «состоял из двухвходового радиального компрессора и одноступенчатой ​​осевой турбины с одной кольцевой камерой сгорания».

Выхлоп турбореактивного двигателя должен был проходить через кольцевой выход между двигателем и фюзеляжем, преимущественно через боковые части и днище, избегая кабину пилота сверху. Запас топлива должен был составлять 1400 литров, которых должно было хватить на 72 минуты полета.

Вооружение Fw.190 Strahljäger планировалось из двух 7,92-мм пулеметов Rheinmetall-Borsig MG-17, установленных на носу самолета, и двух 20-мм пушек Mauser MG-151/20, по одной в каждом крыле.

Проектные ТТХ самолета:

Размах крыльев – 10,51 м,
Площадь крыла – 18,3 м²,
Вес брони – 93 кг,
Взлётная масса самолёта – 3750 кг,
Емкость топливного бака – 1400 л,
Расход топлива – 1170 л/час,
Максимальная продолжительность полета – 72 минуты/1,2 часа,
Набор высоты – 9 000 м за 7,7 минут.
Максимальная скорости:
У земли – 752 км/час,
На высоте 9 000 м – 824 км/час,
Экипаж – 1 Пилот.

Постскриптум

Несомненно, что без более подробного ответа на главный вопрос о принципе работаты двигателя Fw.190 Strahljäger и отводе реактивной струи, создававшей тягу, вся вышеприведенная информация больше похожа на псевдоисторическую шутку.

Но это нисколько не смущает моделистов, которые, не задумываясь о явных технических ляпах, воплощают образ этой гипотетической машины в пластмассе и 3D моделях.