Беспилотники Тихого океана.

Осенью 1944 года японцы с удивлением столкнулись с новой тактикой американской авиации. Вместо массированных бомбардировок с высоты или штурмовки целей пушечным огнем и неуправляемыми ракетами, некоторые американские самолеты стали использовать таран. Началось все 27 сентября, когда неожиданно пара двухмоторных самолетов с белыми звездами врезались в пришвартованные у острова Бугенвиль пароходы, а третий разнес в клочья зенитную батарею, прикрывавшую их, оставив только огромную дымящуюся воронку на ее месте.

Дальше - больше. Аналогичным атакам подвергались аэродромы, склады, командные пункты, полевые укрепления... Японцы, основываясь на собственном опыте, сделали закономерный вывод - это американские камикадзе! Информация об этом облетела всю Империю. Ею даже воспользовалась пропаганда - «Токийская роза» успела сообщить, что «янки от безысходности и отчаяния копируют нашу тактику, которую называли варварской».

Однако гипотеза об американских смертниках просуществовала недолго. Осмотр обломков атаковавших машин показал одну закономерность - на месте падения отсутствовало не только тело летчика, но и детали кабины самолета.

Быстро разобраться в происходящем японцам помог случай. В это самое время офицером связи оставшихся немногочисленных авиационных частей на Рабауле был назначен Томойоши Хори, ранее участвовавший в программе разработки радиоуправляемых летающих мишеней MXY3/MXY4 для японского флота. Он сразу же сообразил, что японцы имеют дело с беспилотниками, а точнее - с управляемыми на удалении самолетами-снарядами.

Так оно и было. В 1936 году капитан-лейтенант Делмар С. Фарни предположил, что беспилотные дистанционно управляемые самолеты могут использоваться ВМС США в боевых действиях. Но из-за ограничений технологий того времени разработке «штурмового беспилотника» уделялось мало внимания. Однако к началу 1940-х годов появление радиолокационного высотомера и прогресс в телевидении сделали этот проект вполне осуществимым.

После ряда испытаний переоборудованных в беспилотники пилотируемых самолетов, в апреле 1942 года была произведена первая атака эсминца-цели с использованием управляемого на расстоянии учебного биплана TG-2. Эксперимент удался. Сброшенная дроном торпеда прошла точно под килем корабля. Затем последовали еще испытания, по результатам которых было принято решение запустить серийное производство оружия нового типа. Производить беспилотники вызвалась «фабрика флота» - Naval Aircraft Factory. Поскольку N.A.F. явно не могла выполнить такой заказ в одиночку, ВМС начали искать подрядчика. Таковым выступила небольшая фирма Interstate Aircraft and Engineering Corporation, которой заказали параллельную разработку и производство 100 экземпляров аналогичного дрона специальной постройки. Машины получили название TDR-1.

Наведение TDR-1 осуществлялось с самолета управления, которым обычно выступал Grumman TBF Avenger, летевший на расстоянии нескольких десятков километров. Оператор использовал телевизионный экран, куда выводилось изображение с телекамеры, установленной в носу беспилотника, и корректировал высоту полета дрона, получая показания его радиолокационного высотомера. Для управления было выделено четыре радиочастоты, соответственно один самолет управления мог одновременно наводить четыре дрона.

Оснащенный двумя двигателями Lycoming O-435 мощностью 220 лошадиных сил каждый, TDR-1 представлял из себя довольно простую конструкцию с рамой из стальных труб, изготовленной велосипедной компанией Schwinn Bicycle Company, которая была покрыта листами из прессованной водостойкой фанеры. Трехопорное шасси сбрасывалось после взлета на боевое задание для улучшения аэродинамических характеристик машины. До 1000 кг боевой нагрузки закреплялись на подвесках под фюзеляжем. Скорость беспилотника составляла 230 км/ч, запаса топлива хватало почти на 700 километров полета. Для перегона между аэродромами и испытательных полетов, беспилотники TDR-1 оснащались небольшой закрытой кабиной с простейшим навигационным оборудованием. При выполнении боевого задания, «фонарь» кабины и кресло пилота снимались, а отверстие в корпусе перекрывалось обтекателем.

В сентябре 1942 года ВМС США выбрали Де-Калб, штат Иллинойс, в качестве площадки для производства беспилотных самолетов TDR-1 и построили аэродром в восточной части города. Рядом разместился большой ангар. Территория вокруг была ограждена и строго охранялась. Город Де-Калб был выбран потому, что там находились производственные мощности компании Wurlitzer, производителя деревянных музыкальных инструментов, которая известна своим богатейшим опытом в деревообработке. Всего было построено около двухсот дронов, которые отправились на тихоокеанский театр боевых действий.

На островах Рассела была развернута авиагруппа STAG-1, включавшая две эскадрильи. Каждая состояла из самолетов управления и ударных аппаратов TDR-1. Авиагруппа получила от командования месячный срок на то, чтобы в боевой обстановке испытать новое оружие, так как многие высокопоставленные лица (в том числе и адмирал Нимиц) отнеслись к нему довольно скептически.

После атак в стиле камикадзе, группа STAG-1 во второй половине октября 1944 года сменила тактику. Теперь дроны использовались не просто как самолеты-снаряды, а как беспилотные бомбардировщики и… все-равно как самолеты-снаряды на финише. Они отрабатывали бомбами одни цели, а затем таранили другие. Корабли, наблюдательные позиции, зенитные батареи противника – все это снова и снова подвергалось атакам американских беспилотников. Наконец, локатор, смонтированный японцами на маяке одного из островов, также был уничтожен при помощи TDR. До того он несколько недель подвергался безуспешным налётам «обычной» авиации.

Этот успех был достигнут 26 октября 1944 года. А уже на следующий день объявлено о прекращении испытаний – тридцать дней, которые были выделены на них, истекли.

После тщательного анализа итогов действий группы STAG-1 выяснилось, что вероятность успешной атаки при помощи нового оружия приближалась к 50%, при этом потерь в людях не было, что очевидно. Прекрасный результат!

Или нет?

Низкая скорость (а значит - уязвимость) беспилотников была исправимой проблемой. Уже разрабатывались машины с более мощными поршневыми двигателями, а также вполне можно было использовать реактивные, превратив беспилотник в управляемый аналог немецкой Фау-1. Но все решила цена. Один ударный беспилотник типа TDR-1 стоил около 150.000 долларов. Для сравнения, крылатая ракета JB-2 («нелицензионная копия» немецкой Фау-1) обходилась всего в 4.000 долларов за штуку. Вся же программа ударных беспилотников оценивалась приблизительно в 80.000.000 долларов, и, по мнению многих влиятельных лиц в командовании флота, эти средства можно было бы с гораздо большей пользой потратить на более перспективные проекты - исследования в области реактивных двигателей, сверхзвуковой аэродинамики и управляемых ракет. Тем более война подходила к концу. Американские флоты все ближе подбирались к побережью метрополии. Врага можно было добить и обычными вооружениями, учитывая факт, что авиации и флота у Японии уже практически не было.

Таким образом, американские адмиралы отказались от вполне работоспособной программы. Которая по праву считается самой впечатляющей и самой успешной в сфере разработки управляемого оружия в годы Второй мировой войны.

Время ее наступило лишь в следующем веке...