Камикадзе
На одной из самых знаменитых фотографий пилотов-камикадзе, сделанной 26 мая 1945 года на авиабазе Бансэй, запечатлены пятеро улыбающихся японских юношей. Это пилоты-смертники 72 отряда Синбу (振武, "боевая мощь") за день до своего боевого вылета. В первом ряду (слева направо): Тида Такасама (18 лет), Араки Юкио (17 лет), Такаси Канамэ (18 лет). Второй ряд: Такаси Минэ (17 лет), Хаякава Цутому (17 лет).
Что это? Безумство фанатиков или безысходность? Ни то и ни другое! Как ни парадоксально, но это очень эффективная тактика, конечной целью которой являлась минимизация потерь среди своих военнослужащих. Имея идейный и фанатичный человеческий актив было бы грех ею не воспользоваться.
Японские штабисты вовсе не были идиотами, решившими угробить цвет нации в лице молодых летчиков с их машинами, когда в битвах на Тихом океане начали использовать камикадзе. Всего лишь трезвый расчет. ПВО отдельных американских кораблей и судов, а тем более их соединений и конвоев становилась все более совершенной. В битве при Мидуэе, например, японцы с воздуха потопили один авианосец и один эсминец, потеряв при этом 253 самолета. В среднем - 126 на корабль. В последующие годы количество сбитых самолетов росло небывалыми темпами, достигнув пика в битве за Марианские острова и в сражении у Тайваня в 1944 году. Как писал вице-адмирал Фукудоме, японские самолеты были похожи на яйца, «которые кидали о каменную стену».
После применения тактики камикадзе потери своих самолетов резко уменьшились. 537 машин смертников, впервые примененных в битве за Филиппины, пустили на дно 132 американских корабля. Четыре потерянных самолета на один корабль. В операции у Иводзимы 24 камикадзе потопили четыре американских корабля - 6 самолетов на единицу. При Окинаве, где атаки смертников стали небывало массовыми, на вывод из строя одного американского корабля приходилось в среднем десяток камикадзе, тогда как обычная авиация теряла до 30 машин.