Симабарское восстание



17 декабря 1637 года вспыхнуло Симабарское восстание. В этот день японские христиане, а вместе с ними обедневшие ронины и простой люд, замученный налогами и жестокостью правящей верхушки, начали с оружием в руках отстаивать свои права. Не отстояли, и в Японии до XIX века исповедовать христианство стало запрещено под страхом смерти.

Японии в каком-то смысле повезло — ей довольно долго удавалось находиться вне пристального внимания западноевропейских держав. Но, начиная с 1543 года, все изменилось. Именно тогда на китайской джонке к острову Танэгасима прибыли португальские торговцы, ставшие первыми европейцами, завязавшими контакты со Страной восходящего солнца.

Контакты постепенно налаживались, и особенно самураев порадовали пороховые ружья, которыми были вооружены европейцы. Надо сказать, что разобрались японцы с их устройством чрезвычайно быстро: талантливый мастер Яита Кимбэй произвел первый рабочий образец местного огнестрела меньше чем за год.

Как это часто бывает, японцы тут же придумали красивую легенду, о том как здорово обдурили глупых гайдзинов. Согласно этой легенде, мастер отдал португальцу в жены свою дочь взамен на чертежи вожделенного оружия. Дочь же, поскучав в Европе, уговорила мужа съездить к ней на родину, где якобы скоропостижно скончалась. Во всяком случае, так родители сказали безутешному мужу, после чего даже имитировали похороны. Так он и уехал на родину — без жены и без ружья, а довольные японцы поставили вполне живой и здоровой женщине памятник.

Проникновение культур продолжалось, и вместе с торговцами прибыли проповедники-иезуиты, которые начали обращать местное население в христианство. Поначалу правители были даже не против — им самим хотелось поприжать буддистское духовенство, которое к тому времени получило слишком много влияния.

С обращением в христианство в Японии связано множество легенд и даже исторических анекдотов. Например, когда проповедники пытались объяснить новой пастве суть монотеизма, они использовали термин «дэусу», пытаясь сказать слово «Deus», то есть «Бог», как им казалось, на японский лад. Слушатели же были в крайнем изумлении, ведь это слово было очень похоже на японское «дайусо», что в переводе обозначало «великая ложь».

Опять-таки, по легенде правитель Японии Ода Нобунага позволил португальскому миссионеру Луишу Фройшу проповедовать христианство после того, как тот преподнес ему в подарок фляжку с компэйто, сладкой леденцовой массой, которая понравилась полководцу.

Однако со временем правительство осознало, что христианизация начинает давать и неприятные плоды. Многие местные князья-дайме, принявшие христианство католического толка и получающие поддержку от португальцев, стали до опасного независимы. А когда в Японию прибыли голландцы, и выяснилось, что существует еще одно христианство — протестантизм, сегун окончательно решил, что пора прикрыть португальскую лавочку, вместе с религией варваров.

Уже в 1587 году фактический правитель Японии военачальник Тоетоми Хидэеси издал указ об изгнании священников, согласно которому христианство признавалось опасным лжеучением, проповедь которое в Японии запрещалась. Священники-иезуиты и их слуги должны были покинуть страну за 20 дней. Сами иезуиты в долгу не остались и начали распространять слухи о том, что Хидэеси запретил христианство из-за присущей ему похоти: якобы верующие японки отказывались разделить с ним ложе.

Сразу после указа были разрушены церкви в центральной Японии, а город Нагасаки был конфискован у иезуитов. При этом торговля с Португалией и Испанией продолжалась. Еще десять лет отношения сохранялись на уровне «худого мира». Но в 1597 году власти перешли к открытому конфликту: в Нагасаки были зверски казнены 26 христиан, позже причисленных к лику святых.

Сначала каждому отрубили левое ухо, заставив так идти перед толпой, а потом распяли на крестах. После того, как один из них начал проповедовать прямо с креста, его и всех остальных закололи. Впрочем, показательная казнь не помешала толпе разобрать окровавленную одежду с трупов в качестве священных реликвий.

Дальше развернулся настоящий террор. Токугава Иэясу, основатель сегуната Эдо, в 1614 году запретил исповедовать христианство по всей Японии. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпели заключение в тюрьмы или ссылки. Многие христиане после этого начали маскироваться под буддистов, и для выявления таких людей была придумана особая практика — попрание, или топтание икон — фуми-э.

Подозреваемых заставляли вставать ногами на христианские иконы и топтаться на них. Некоторые, особо хитрые, пытались топтать только края икон, не проходя по лику изображения. Тех же, кто отказывался, пытали, а продолжавших упорствовать под пытками одевали в соломенную одежду и поджигали. Кого-то, если верить хроникам тех лет, и вовсе выкидывали в жерло вулкана в окрестностях Нагасаки.

Все это любви к властям не добавляло, особенно в сочетании с участившимися тайфунами и начавшимся голодом. Повышение и без того непосильных налогов послужило искрой, от которой 17 декабря 1637 года вспыхнуло восстание на острове Кюсю.

Симабарское восстание началось с убийства сборщика податей, который истязал дочь одного из ронинов, за что и поплатился. Бунт сразу же перекинулся на острова Амакуса, достигнув большого размаха. По некоторым оценкам в нем принимали участие 23 тысячи человек, включая женщин.

Возглавил восставших Амакуса Сиро, шестнадцатилетний юноша благородного происхождения, взявший себе христианское имя Иероним. Последователи представляли его «Четвертым сыном Неба», мессией, который ходил по воде и изрыгал из уст огонь, а на руки его садились птицы. Такое вот странное сочетание христианских и японских образов.

Сам же Амакуса всегда открещивался от своей святости, что не мешало последователям придумывать про него легенды. Его образ до сих пор настолько популярен в Японии, что компания «Volks» выпустила куклу «Амакуса Сиро Токисада», стоимостью 92400 иен. А в фильме «Возрожденное зло» Амакуса отказывается от христианства, чтобы после смерти превратиться в демона и покарать своих убийц.

Восстание шло с переменным успехом. Разбив трехтысячное карательное войско, повстанцы мотались от одного замка к другому, не сумев взять ни один из них. Так продолжалось до тех пор, пока они не захватили полуразрушенный замок Хара на полуострове Симабара. Восстановив крепость, христиане сделали ее своей столицей. Здесь их и обложила подошедшая правительственная армия.

Надо сказать, что голландцы, будучи протестантами, были только рады помочь сегунату в борьбе против восставших, которые были в основном католиками. Голландцы снабжали осаждающих пушками, а сами обстреливали укрепления замка с моря, пока шальным выстрелом не убило одного матроса, который упал на палубу и задавил насмерть другого. После этого протестанты решили не испытывать судьбу и отплыли восвояси. Тем не менее, одно ядро даже залетело в башню и оторвало рукав от одеяния Амакусы.

Любопытный факт: в осаде участвовал легендарный боец Миямото Мусаси, который едва не покрыл себя здесь позором. Об этом мы знаем из сообщения, в котором говорится, что его сбил с коня крестьянин, запустивший мастеру меча в голову камнем.

Восставшие не раз делали вылазки, во время одной из которых перебили две тысячи воинов противника. Но их силы постепенно истощались, а съестные припасы и порох подходили к концу.

Выяснив это у предателя, захваченного во время неудачной вылазки восставших, правительственные войска 12 апреля 1638 года пошли на приступ, и в тяжелых боях 15 апреля захватили крепость. При этом погиб сам Амакуса Сиро, чью голову затем нацепили на пику и вывесили на всеобщее обозрение.

Этой же участи поверглись и другие вожди восстания, всего же казнили 37 тысяч человек. В итоге христианство было окончательно запрещено, въезд в Японию иностранцам оказался закрыт, а отношения с Португалией и Голландией были расторгнуты. Хотя это не мешало сегунам полуоткрыто торговать с голландцами, получая за эксклюзивное право невероятные прибыли.

Оставшиеся же христиане ушли в подполье, создав тайные общины Какурэ-кириситан, маскирующиеся под буддийские секты, а Япония на сотни лет ушла в изоляцию.

Автор: Павел Зенцов