Сражение у мыса Матапан или расстрел итальянских крейсеров.

В эти дни, но только в 1941 году случилась знаменитое сражение у Матапана, в котором итальянский флот потерял три первоклассных тяжелых крейсера.

Дневная перестрелка с британскими крейсерами была малорезультативна. Адмирал Якино полагал, что ему противостоят лишь они - но хитрый Каннингхэм со своими линкорами был рядом. Затем был торпедирован флагманский линкор «Витторио Венето», что снизило его скорость до 15 узлов. Вечером англичане попытались добить его, но реально попали в один из крейсеров 1-й дивизии. Им был «Пола»...

«Взрыв прогремел в 19:46 по правом борту крейсера в районе кормовой переборки носового машинного отделения. От сотрясения сразу вышли из строя генераторы, электроэнергия пропала, вода быстро залила три отсека (МО номер 1, КО номер 3 и номер 4), машины встали. Вырывавшийся из перебитых паропроводов пар был по ошибке принят за дым от пожаров, и во избежание взрыва, командир корабля капитан 1-го ранга Манлио де Пиза распорядился выбросить за борт готовый к стрельбе 100-мм боезапас. Крейсер выкатился из строя и замер.»

Якино узнал о повреждении «Полы» только через полчаса, когда на крейсере запустили генераторы, а на «Фиуме» заметили отсутствие бойца. Итальянский адмирал, уверенный в том, что максимум, что могут выставить англичане, это крейсера - послал на помощь подранку однотипные тяжелые крейсера «Зара» и «Фиуме», а также 9-й дивизион эсминцев - «Джоберти», «Кардучии» и «Ориани». Вся эта группа попала под раздачу британских линкоров «Уорспайт», «Вэлиант» и «Бархэм», о нахождении которых рядом итальянцы не догадывались. Как и об использовании ими новинки технологий - радиолокатора, позволявшего как днем следить за слепыми ночью итальянскими кораблями.

В 22:00 радар «Вэлианта» засек неподвижный корабль в 8-9 милях на левом крамболе, причем отметка соответствовала цели длиной не менее 180 м. В 22:10 британское соединение совершило поворот «все вдруг» на 40° влево, и в 22:15 на «Уорспайте» установили визуальный контакт. Башни главного калибра линкоров - две дюжины 381-мм орудий - были наведены на вражеские корабли. Англичане снова перестроились в кильватер и легли на первоначальный курс 280°. Теперь они шли контркурсом параллельно неприятельскому отряду. Итальянцы даже не подозревали о присутствии противника: когда эсминец «Грейхаунд» открыл прожектор, осветив «Фиуме», «Зару» и возглавлявший колонну «Альфьери», их орудия стояли развернутыми вдоль диаметральной плоскости. По свидетельству очевидцев, находившийся на мостике командир «Зары» Луиджи Корси принял приближающийся корабль за «Полу» и воскликнул: «Зачем он пользуется прожектором? Он сошел с ума?»

В 22:27 головные британские линкоры открыли огонь по «Фиуме», дистанции до которого для «Уорспайта» составляла 14,5 кбт, для «Вэлианта» - 20 кбт. Фактически в упор. Из шести снарядов первого залпа британского флагмана цель поразили пять. Одновременно средняя артиллерия англичан перешла на беглый огонь. Капитан 2-го ранга Луиджи Гуиди - старший из спасшихся с корабля - вспоминал: «Первые два снаряда поразили корму: один разорвался между башнями номер 3 и 4, а второй угодил прямо перед тем местом, где находился я. Я был ранен, но матросы и боцман, которые разговаривали со мной, просто исчезли, я их больше никогда не видел. Между башнями поднялось огромное пламя. Палуба юта сильно вспучилась. Большинство из находившихся в кормовой части моряков погибло, раздавались крики нескольких тяжелораненых. В это время корабль начал крениться на правый борт».

Итальянский крейсер быстро охватили пожары. Кормовая башня получила прямое попадание и была сброшена за борт. Ярко пылая от носа до кормы, «Фиуме» сильно накренился на правый борт, вывалился из линии и в 23:15 затонул - первым из кораблей, погибших в этом бою.

Обнаружив, что кормовые башни не могут стрелять по «Фиуме», «Вэлиант» сразу перенес огонь влево - на «Зару», и первым же залпом по новой цели добился несколько попаданий. В течение трех следующих минут линкор дал пять залпов по крейсеру, следом на него же перенес огонь и «Уорспайт». «Положение итальянских моряков было неописуемо, - рассказывает Каннингхэм в своей «Одиссее моряка», - Можно было видеть целые башни и массы обломков, взлетающие в воздух и шлепающиеся в море. Вскоре сами корабли превратились в пылающие руины, охваченные пламенем от носа до кормы».

Немного отставший «Бархэм» свой первый залп дал по головному эсминцу «Витторио Альфьери». Он сразу же был накрыт вспышками попаданий и вышел из линии вправо. Линкор перенес огонь на «Зару», по которой стреляли «Уорспайт» и «Вэлиант». «Зара» получил прямые попадания в носовую башню, мостик и машинное отделение. Ужасные пожары бушевали повсюду, крейсер стал крениться на левый борт и разворачиваться в сторону противника.

В 22:31 британские линкоры перенесли огонь на шедшие позади крейсеров эсминцы, выходившие в торпедную атаку, и отвернули на 90° вправо, чтобы уклониться от торпед. Артиллерийский бой, более походивший на расстрел, закончился. За это время «Зара» успела получить четыре залпа с «Уорспайта», пять с «Вэлианта» и пять с «Бархэма»; на долю «Фиуме» достались два залпа с «Уорспайта» и один с «Вэлианта»; «Альфьери» превращен в развалину двумя залпами с «Бархэма».

Затем последовала серия торпедных атак британских эсминцев, в ходе которых был уничтожен эсминец «Кардуччи», поврежденный ранее «Альфьери» затонул, а «Хэвок» промахнулся по «Заре», в отличие от австралийского «Стюарта», который в нее попал. На «Заре» ...и адмирал Каттанео, и капитан 1-го ранга Корси понимали, что спасти его невозможно. Вся артиллерия была выведена из строя, пары еле-еле поддерживались только в трех котлах, водоотливные средства не справлялись с поступлением воды. Перед оставлением корабля примерно 200-250 офицеров и матросов собрались на корме. Прозвучал традиционный клич «Viva il Re» («Да здравствует король»), после чего Корси приказал оставить корабль. По распоряжению Каттанео были заложены подрывные заряды, а старший офицер капитан 2-го ранга Витторио Джаннаттазио и младший лейтенант Умберто Гроссо возглавили группы добровольцев, вызвашихся привести их в действие. После 2 часов ночи появились британские эсминцы. С дистанции менее 100 метров «Джервис» выпустил 5 торпед, три из них попали. Взметнулся фонтан воды, затем взлетел столб пламени, над кораблем поднялось расширяющееся облако дыма. «Зара» медленно перевернулся и в 02:40 затонул.

«Полу» же до полуночи не трогали. Подошедший к ней эсминец «Хэвок» пострелял по крейсеру и отошел, так как растратил свои торпеды по «Заре». Он вызвал подмогу, которая подошла в 1:40. «Грейхаунд» и «Гриффин» обнаружили, что башни крейсера развернуты в диаметральной плоскости, флаг поднят, а совершенно деморализованная команда собралась на верхней палубе, причем, по словам англичан, многие итальянские моряки были пьяны. В 03:25 к «Поле» подошли остальные британские эсминцы. «Джервис» пришвартовался к борту крейсера и снял 257 моряков, включая командира и старшего офицера - остальные попрыгали за борт, опасаясь артиллерийского обстрела... закончив спасательную операцию, эсминец отошел, после чего «Нубиен» выпустил две торпеды, поставившие последнюю точку в судьбе крейсера. В 04:03 «Пола» скрылась под водой...

На снимках крейсер «Фиуме» и экипаж крейсера «Зара».

В сражении погибли около 2.400 итальянских моряков, у британцев погибших - 3 человека.